© ИП "Продюсерский Центр Александра Росса" 2014г.

Маленькие хитрости большого монтажа

22.04.16

 

Общее

Невнятный сценарий? Отсутствует идея, поэтому вы не знаете с чего начать монтаж? Сделайте отбор лучших, по вашему мнению, планов, моментов, фраз. Назовите их и отсортируйте.

Это время, в любом случае, не будет потрачено зря. Эти планы вам всё равно пригодятся, а в процессе отбора, возможно, вам многое станет ясно.

Планируйте режим работы. Старайтесь самую сложную творческую часть не откладывать на конец рабочего дня. Для креатива есть всего несколько часов – потом разум выдыхается и начинает требовать передышки, продолжая работать чисто механически.

Начинайте монтаж с лучших планов и сильных эпизодов, это позволит задать хороший настрой на монтаж. Однако, помните – хороших планов много не бывает. Поэтому, когда почувствуете, что они подходят к концу - проверьте, хватит ли материала на остальные фрагменты фильма, ролика, клипа.

Возможно, окажется, что вы уже сделали всю работу и куски, на которые не хватает хорошего материала, надо просто выкинуть. Всегда лучше отказаться от части неудачного произведения, чем ставить его под угрозу целиком.

Если вы хотите проверить качество своей работы – никогда не просите зрителя сразу конкретизировать ощущения, указывая на, по вашему мнению, проблемный фрагмент. Даже профессионал сначала смотрит как зритель – не надо его сбивать. Если зрителя что-то покоробило – узнайте, что именно и в каком месте. Что ему было непонятно? Причины произошедшего разбирайте во вторую очередь. Общее ощущение от вашего произведение значительно важнее частностей.

Управление временем

Для того, чтобы убыстрить экш-сцену (например, драку или погоню) делайте склейки по движению, чуть сдвигая их вперёд по фазе. Таким образом, часть движения съедается, что для зрителя совершенно незаметно, но в целом всё действие становится явно быстрее.

Таким образом в фильмах даже из неумелых каскадёров делают асов.
И наоборот, если вы хотите, чтобы зритель долго разглядывал сцену на которую было потрачено больше всего денег - отматывайте склейки чуть назад. Это любимый приём всех голливудских режиссёров. ВСЕ их взрывы смонтированы именно так.

А один из самых распространённых способов пропустить большой промежуток времени - монтажно перейти на короткое время к другим героям и в другое место действия. Т.е., например, герой утром выходит из дома, а мы переходим к его девушке, которая в это время делает покупки. После этого мы можем вернуться к главному герою, когда рабочий день уже в разгаре.

Чтобы сделать быстрый переход от одного места действия к другому - поставьте «заплатку», например, в виде плана с общим видом города. Это не слишком изящный приём, однако, это не мешает широко его использовать в большинстве, даже самых пафосных телесериалов. Но всё-таки, старайтесь в качестве заплатки ставить какой-то план со смыслом – часы, закат или что-то подобное.

Применяя короткий монтаж, можно вполне осмысленно сжимать сколь угодно большие промежутки времени. В нашем примере - герой закрывает дверь квартиры/его девушка кладёт покупку в корзину, герой садится в машину/девушка протягивает деньги кассирше, герой давит на сигнал автомобиля в пробке/девушка кладёт покупки в корзину. Таким образом, потратив несколько секунд, мы показали целый час из жизни героев, причём, при этом мы смогли подробно рассказать что с ними произошло и как.

Склейки

Чтобы скрыть не слишком удачную склейку - маскируйте её звуком, сделав, так называемую, косую склейку. Т.е., сначала сделайте склейку по видео, а потом уже по звуку (или наоборот). Главное, чтобы между ними было расстояние, хотя бы, в несколько кадров. Например, при монтаже интервью, не делайте склейки ровно по словам. Если склейка грубая - скорее всего, зритель заметит, что вы оборвали говорящего на полуслове. Пусть конец фразы чуть-чуть заходит на соседний план - так это будет выглядеть более естественно.

Если вам нужно склеиться, но нужных планов нет, то вам придётся ставить так называемую "заплату" или «перебивку». Т.е., план из какого-то другого места, например, при съёмке концерта - это, как правило, зрители. Такой приём всегда выглядит грубо. Старайтесь не ставить такой план в одиночку. Если уж ставить заплату, то сделайте вид, что так и надо - поставьте несколько таких планов вместе, словно вы решили показать нечто очень важное, помимо основного действия.

Ставя короткие «перебивки»/«заплаты», старайтесь ловить любое, даже самое маленькое и незаметное движение на экране - моргание, жест рукой или смену позы. Это поможет оживить даже самую нудную сцену.

Чем больше разница между крупностями склеиваемых планов, тем лучше маскируется несоответствие по расположению персонажей, их позам и т.п.

Следующий приём не раз спасал клипмейкеров. Чтобы замаскировать неправильную склейку или неудачный эффект - превратите их в авторский ход, сделав вид, что так и задумывалось. Для этого повторите этот приём несколько раз подряд через короткий промежуток времени. Работает это не во всех случаях, но в клипах или роликах – часто срабатывает. Зритель таких форм готов к экспериментам и благосклонно воспринимает что-то необычное. Однако помните; чтобы нарушать классические правила монтажа – надо их хорошо знать и уметь применять.

Чем чаще склейки – тем более явное и чёткое должно быть движение и крупнее объект. Человеческий глаз воспринимает сначала сам факт движения, а потом уж рассматривает, что именно это было.

Звук

Режиссёру монтажа чаcто приходится использовать "грязные синхроны". Т.е., звук, на который накладывается какой-то посторонний шум. Такое часто бывает при съёмке вне павильона. Даже если этот шум идёт фоном еле слышно, он может здорово раздражать. Даже опытный звукорежиссёр не всегда может с этим справится. Поэтому, помните, что шум слышен, в основном в паузах между словами - вырезайте их и посторонний шум будет уже не так заметен.

И ещё иногда можно "забить" ненужный шум музыкой. Активный шум подавляет более слабый.
Например, такой приём хорошо работает, если вы берёте интервью в людном месте. Даже если голос говорящего ОЧЕНЬ громкий, вы слышите ещё посторонние голоса, к которым непроизвольно прислушиваетесь, стараясь разобрать, что они говорят. Это отвлекает и мешает восприятию информации. Достаточно включить на словах лёгкую фоновую музыку и шум потеряется.

Часто надо синхронизировать два фрагмента. Если они оба содержат одинаковую аудиодорожку, то один из самых простых способов – это положить их вместе в монтаж ( на timeline) и двигать одну относительно другой. Как только исчезнет эхо – дорожки синхронны.

Эффекты

Чтобы эффект появления (шторки, вытеснение, вылет) сделать более естественным - не оставляйте его настройку линейной (равномерной). Например, в Avid у любого эффекта есть стандартная функция acсeleration. При её включении - эффект теряет строгий математический вид. Т.е., скажем, шторка выдвигается уже не равномерно, а с переменной скоростью, как будто её двигают человеческой рукой. Если такой функции нет - можно настроить эффект вручную, изменив график координаты-времени с прямой на синусоидальную кривую (похожа на перевёрнутую "S").

Небольшая чёрная линия (border) всегда прибавит чёткости любой границе, повысив читаемость титра и графики, явно отделяя одно видео от другого, например, при использовании эффекта картинка в картинке.

Использование эффекта визуального микшера (fade) придаёт сцене плавности и замедляет действие, придавая ей лирическое настроение.

Любой эффект перехода (fade, wipe, push, console) отматывает время вперёд.

Эффект типа «картинка в картинке» (picture in picture) хорошо подчёркивает параллельность действия, т.е, то, что в одно время в разных местах происходят разные события.

Эффект перевода картинки в чёрно-белый режим позволяет повысить её чёткость и глубину. Человеческий глаз больше чувствителен к яркости, чем к цветности изображения, поэтому данный приём используют, чтобы подчеркнуть детали и замаскировать ошибки оператора. Довольно часто при этом видеоизображение «замыливается» и «разбеляется», однако, это можно поправить, повысив контрастность с яркостью.

Эффект ухода в цвет (dip to color) обрывает действие. Поэтому его применяют в интервью, чтобы подчеркнуть конец темы, мысли или фразы, а в кинотрейлерах для создания ощущения многообразия мест действия и событий в анонсируемом фильме.

Появление любого титра или графики на экране перехватывает внимание зрителя и отвлекает его от основного изображения. Не помещайте титры на красивое видео – сместите их лучше на скучный кусок.

Ритм

При нехватки опыта иногда трудно поймать ритм монтажа. Попробуйте для начала монтировать планы одинаковой длины. Иногда это помогает.

Если вы монтируете под музыку и сомневаетесь в своём чувстве ритма – включите функцию графического отображения звуковой дорожки (Sample plot) и монтируйте по пикам на графике. Как привило, ритм на нём хорошо заметен.


Автор Максим Бухтеев
http://www.mabuk.ru/content/malenkie-khitrosti-bolshogo-montazha

Кто такой музыкальный продюсер?

22.04.16

 

Статья в Википедии так расшифровывает это понятие. Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за надзор и разработку композиций (т.н. продакшн) музыкального исполнителя. В обязанности продюсера входят сбор идей для проекта, выбор песен и музыкантов, наставничество исполнителя и музыкантов по работе в музыкальной студии, контроль за записью и сведением композиций. Помимо этого, продюсеры часто принимают на себя обязанности предпринимателей, такие как ответственность за бюджет, рабочее расписание исполнителя, договоры и переговоры.

В индустрии звукозаписи существует два вида продюсеров: исполнительный продюсер и музыкальный продюсер. Исполнительный продюсер отвечает за финансирование проекта, в то время как музыкальный продюсер отвечает за создание музыки.

Иногда музыкального продюсера путают с музыкальным менеджером.

Ещё часто (особенно на пост-советском пространстве) музыкального продюсера путают с инвестором или спонсором, что также является ошибочным мнением. Музыкальный продюсер (англ. producer – музыкальный производитель, изготовитель) – специалист, который отвечает в первую очередь за производство музыкального материала, второстепенной задачей музыкального продюсера является руководство музыкальным проектом (административные функции).

Служебные обязанности

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.
Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор и одобрение стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев — для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен, реже — съёмок клипов, ещё реже — организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта — музыкантов-аккомпаниаторов ("сейшнменов"), звукооператоров, звукоинженеров, ассистентов, монтажёров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях — осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя, в обязанности музыкального продюсера зачастую входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ.

Клинт Иствуд ПРАВИЛА ЖИЗНИ

22.04.16

 

ВСЯКАЯ УДАЧНАЯ КАРЬЕРА НАЧИНАЕТСЯ с провала или чего-нибудь вроде того. Для меня такой поворотной точкой стал дневной показ одного из моих ранних фильмов, «Засада на перевале Симаррон». Это был самый плохой фильм за всю историю кинематографа! Меня мучил страшный стыд!

СЕЙЧАС НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ уверены, что получат образование и родители за него заплатят. Но мой отец не мог этого сделать — его заветной мечтой была собственная скобяная лавка. Хотя я уверен, что он заплатил бы за мое образование, если бы мог.

Я РОС В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ. Помню, как отец в те годы постоянно искал работу. Помню, как к нам в дом приходили люди и спрашивали, не наймем ли мы их для чего-нибудь, хоть дрова поколоть. Тогда всех носило с места на место, и мы тоже то и дело переезжали. Четыре месяца в одном городе, шесть в другом, восемь — в третьем. И я всегда был для соседей новичком, всегда защищался и мне приходилось с боем что-то доказывать.

ОТЕЦ УМЕР ВНЕЗАПНО, но он прожил достаточно долго, чтобы увидеть меня по телевизору в «Сыромятной коже». Я Клинтон Иствуд-младший, так что на экране было и его имя. И я этим горжусь.

КОГДА УМЕР ФЭТС УОЛЛЕР, мать принесла домой целую коллекцию его записей — сказала, что потом не купишь. Я научился играть на пианино, слушая его записи и пытаясь подражать другим джазовым и блюзовым музыкантам того времени. Более или менее освоил страйд и игру в три аккорда. Увлекался буги-вуги, джазом и бибопом. Я рассказывал истории на пианино задолго до того, как снял свой первый фильм.

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ в самый неожиданный момент. Я по-настоящему увлекся кино, когда меня призвали в армию. Там я подрабатывал инструктором по плаванию и крутил кинопроектор. Я все время показывал «Бой под Сан-Пьетро» Джона Хьюстона — один из моих любимых фильмов. За два года я посмотрел его, наверно, раз пятьдесят!

СО МНОЙ В АРМИИ служили несколько актеров, и очень скоро я стал подумывать, а не попробовать ли и мне кого-нибудь сыграть. Но это такая заразная штука — если раз попробуешь, потом уже не отвяжется.

АКТЕРСКОМУ РЕМЕСЛУ ОБУЧАЕШЬСЯ, наблюдая за другими людьми. Когда ты молодой и только учишься играть, ты ходишь по ресторанам и барам, чтобы изучать людей и их повадки. Теперь, к сожалению, я превратился из изучающего в изучаемого.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ, как к профессиональному боксеру: они знают, что им отпущено не так уж много лет, когда можно действительно чего-то достичь.

ВНАЧАЛЕ Я ЕДВА НЕ БРОСИЛ ИГРАТЬ. Сделал несколько фильмов, довольно бледных, посмотрел на них и сказал: «Черт возьми, пора мне найти нормальную работу!»

ЗА ЧТО БЫ Я НИ БРАЛСЯ, в какой-то момент меня обязательно пытались от этого отговорить. Кажется, вся штука в том, что я просто слушался своего внутреннего голоса и не боялся браться за разные вещи.

КОНЕЧНО, ЕСЛИ в тебя не швыряют гнилыми помидорами, это уже приятно.

В КОНЦЕ ШЕСТИДЕСЯТЫХ режиссеры были гораздо более яркими личностями, много пили и славились своими причудами. Но они еще и без устали трудились. Джон Хьюстон, например, мог снимать как режиссер по три фильма в год — сегодняшние кинодеятели к этому рекорду и близко не подойдут.

ОДНАЖДЫ ХЬЮСТОН СКАЗАЛ: «Я продавался не раз, и то, что я потерял на этом, мне так и не удалось вернуть». Другими словами, «я иногда продавал свой талант и делал фильмы, которым лучше было бы не появляться на свет». Об этом можно пожалеть, но знаете — по мне, лучше уж такой подход, чем сегодняшний Голливуд, где режиссеры тщательно планируют свою карьеру и ни за что не станут делать фильм, который не сочетается с их имиджем.

СОЛЬ ЖИЗНИ в поисках нового.

НЕ НАДО стремиться к совершенству. После двадцати дублей сцена может получиться технически совершенной, актеры сыграют безупречно, произношение будет безупречным, тени, освещение — в общем, все. Но она будет стерильной: вы ее замучили. Она потеряла свой ритм, свою естественность. Что до меня, то я люблю ошибки!

Я ЗАРАБОТАЛ СЕБЕ репутацию человека, делающего только один-два дубля. Наверное, не все в восторге от таких методов. Однако я люблю работать быстро — тогда у меня возникает чувство, что я куда-то двигаюсь.

ЕСЛИ КИНОЗВЕЗДА чересчур себя уважает, это печально. Это ясно говорит о том, что ему или ей больше нечем занять мозги.

Я БЕРУСЬ РАБОТАТЬ только над недорогими картинами, потому что им не надо большого успеха, чтобы обернуться прибыльными. Я никогда не понимал, зачем просаживать на фильм семьдесят-восемьдесят миллионов, если вполне можно обойтись вдвое меньшей суммой. Наверное, всем просто на это плевать. А мне нет.

БЫТЬ РЕЖИССЕРОМ фильма, в котором сам же играешь, очень утомительно и в этом есть что-то шизофреническое.

Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ модных течений. Когда проживешь достаточно долго, начинаешь понимать: рано или поздно они пройдут и забудутся, а вещи, которые с ними не связаны, имеют гораздо больше шансов на долголетие, чем какие-то сегодняшние выверты.

ГОВОРЯ СЛОВАМИ Джона Уилсона из «Белого охотника, черного сердца», я не позволю восьми миллионам поедателей попкорна дергать меня за ниточки.

ЧТО КАСАЕТСЯ РАСИЗМА, то я человек, доверяющий своим инстинктам. Да, цветные зрители были взбешены «Грязным Гарри». Меня обвиняли в расизме из-за того, что в начале фильма негры грабят банк, но разве в жизни негры никогда не грабят банков? Я же не становлюсь из-за этого расистом. Между прочим, мой фильм дал работу четверым неграм-каскадерам, но на это не обратили внимания.

ЗНАЕТЕ, СПАЙК ЛИ СКАЗАЛ МНЕ в прошлом году, что он-таки набрал себе съемочную группу из черных, но для этого ему пришлось несколько месяцев вести переговоры.

ИЗОБРАЖАТЬ МЕНЯ самого на экране было бы ужасно. И зрители бы со скуки померли. Гораздо интересней играть человека с крайними взглядами. Например, Гитлера — прекрасная роль!

Я УВЕРЕН, что популярные вестерны еще могут быть и обязательно будут. И потом, разве все эти киношки про звездные войны — не те же вестерны, только перенесенные в космос?

САМОДОВОЛЬСТВО И НЕПРОДУКТИВНОСТЬ — вот что мне больше всего не нравится в людях. Самодовольство утомляет. Люди, занятые собой, — это противно. И именно самодовольные как раз и непродуктивны.

КАК ХОРОШО провести вечер? Я это понимаю очень просто. Выпиваешь у камина два «Будвайзера». Сплющиваешь в кулаке банки. Потом швыряешь их в корзину для мусора. Троекратная отрыжка — и на боковую.

ГЕРОЙ-МУЖЧИНА ТЕРЯЕТ львиную долю своего колорита, если партнерша рядом с ним — всего лишь декорация. Я обожал актрис 1930-х и 1940-х — Барбару Стэнвик, Розалинду Расселл, Бетт Дэвис. У них были великолепные голоса, и они не боялись отпустить крепкое словечко. Но теперь мужчины-продюсеры находят для съемок интересного парня, а на женскую роль берут модель из глянцевого журнала. А я люблю приглашать актрис, которые добавляют фильму основательности. На женщину, которая кое-что понимает, куда интересней смотреть.

МУЖЧИНЫ, УВЕРЕННЫЕ В СВОЕЙ МУЖЕСТВЕННОСТИ и внутренне уравновешенные, не станут открывать пинком дверь, обижать женщин и издеваться над геями.

ЖЕСТОКОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВОЙ. Иногда я смотрю фильмы, где жестокость бьет через край, и думаю: «Ну и ну! Да на хрена они это устроили?»

ОДНО ВРЕМЯ Я ТОЛЬКО И ЗНАЛ что бегал за юбками. Это было вроде болезни, я ничего не мог поделать, но теперь это позади. Вот чем хорош зрелый возраст: вдруг твои мозговые клетки начинают медленно собираться обратно в черепную коробку, говорят что-то вроде: «Так-так, разберемся».

СВОИ ЛУЧШИЕ РАБОТЫ я сделал, когда мне было уже за шестьдесят, а то и за семьдесят. Такое немногие могут о себе сказать. Думаю, причина тут в том, что я все время учусь. И пока я еще не впал в маразм, у меня нет причин думать, что я на этом остановлюсь. Не будь я мечтателем, я бы ничего не достиг. И уж точно не стал бы заниматься такими пустяками, как играть в кино.

Текст: Марион Росс и Сьюзен Грейнджер
Источник статьи: - https://esquire.ru/wil/clint-eastwood

Претензии разрушают человека

22.04.16

 

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. Христианская религия учит: «Не важно, что входит в рот человека, главное, — что выходит». Некоторые используют это выражение для того, чтобы оправдать свой стиль питания, который во многом напоминает стиль питания свиньи — «ешь, что хочется и что видится», игнорируя при этом вторую часть высказывания. Многие подвижники и святые уходили в уединенные места, чтобы ничего их не побуждало участвовать в пустых разговорах. В Ведах пустые разговоры называют «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека.

Практически любой человек, который интересуется йогой, восточной психологией и философией, знает имя мудреца Патанджали и его монументальный труд по йоге — «Йога-сутры». Но мало кто знает, что, в первую очередь, он написал не менее выдающиеся работы, посвященные речи и медицине: «Патанджала-бхашья» и «Чарака» соответственно. «Патанджала-бхашья», будучи комментариями к грамматике Панини, учит, как правильно говорить и как правильно построить свою речь. Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе.

Каждый человек, стремящийся к совершенству, должен стать, во-первых, — врачом, лечащим свое тело; во-вторых, — специалистом по грамматике, следящим за своей речью; в-третьих, — философом, очищающим свое сознание и постигающим Абсолютную истину.

В жизни такого человека не может быть места для физических недомоганий, безразличия к самопознанию и для беспорядочной речи. Именно такого человека мудрец Патанджали называл йогом. И каким бы видом йоги, каким бы видом духовной практики человек не занимался, все вышесказанное применимо к нему в полной мере.

От речи зависит здоровье и материальное благополучие. И это относится не только к духовным людям, но и к тем, кто хочет преуспеть материально. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии, нужно уметь контролировать язык. Там очень реализовано цитируют высказывание Будды о том, что словом можно убить человека. Три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но, оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений. Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету — это такая планета, которая быстро дает реакции, часто мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь, быстро лишая человека всего, чего он достиг в духовном и материальном плане. В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать.

Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль.

Речь – это проявление жизненной силы. Самое главное, для чего нам предназначен язык — это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими. Но, главное, не переусердствовать. В Аюрведе говорится, что речь — это проявление праны. Прана — это жизненная сила, Вселенская энергия. Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек. Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится. По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами.

Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места. Это касается и стран в целом. Обратите внимание, что страны с высокой культурой речи более успешны — Япония, Германия, да и вообще все государства, входящие в большую восьмерку. Хотя там сейчас происходит культурное вырождение, включающее в себя и деградацию культуры речи. И это сказывается и на экономике, и на духовной жизни в целом. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя он может быть профессором на Западе.

Карма определяется нашей речью. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества.

Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях.

Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать. У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что дал обет, что никого не будет критиковать. И сказал, что реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика вышла на новый уровень.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют. Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью, — если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали.

«…Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Евангелие от Матфея, 6:3).

Мысли определяют речь. Реальная история:
Ученик подходит к мастеру и спрашивает:
– Вы советуете жить с открытым умом (open mind). Но тогда весь ум может улететь, так?
– Ты просто крепко рот закрой. И все будет хорошо.
Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит.
Есть еще один уровень — научиться принимать критику. Одно из качеств ума — то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек не краснея оправдывает себя. Я проводил семинары в тюрьмах, в том числе для особо опасных преступников, меня очень удивляло, что практически никто себя не считал виноватым. Один из главных показателей, человека, который находиться на высоком уровне развития, определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.
Правила разумной речи. В пещере медитируют три йога. Вдруг они слышат какой-то звук, издаваемый животным. Один йог говорит – Это был козел. Проходит год. Другой йог отвечает: – Нет, это была корова. Проходит еще год. Третий йог говорит: – Если вы не прекратите спор, я вас покину.
Первое правило разумной речи — перед тем как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного разумней, потому что первое, что приходит в голову, когда нас критикуют, ругают — это желание оправдаться и ответить резко в ответ. Поэтому, научитесь 5–10 секунд думать перед тем, как отвечать. Помимо всего прочего — это собьет ненужный накал эмоций. Человек, который занимается самореализацией, очень мало и продуманно говорит. Я читал в жизнеописании некоторых великих людей, что они никогда не отвечали сразу на обвинения и вообще старались ничего не говорить в гневе. Они откладывали разговор на другой день или вообще до того момента пока не успокоятся страсти. Ибо они знали– пока гнев и раздражение влияют на их речь, последствия будут печальные, а порой просто разрушительными..
Второе правило разумной речи – не нужно впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана — в крайностях. Не следует давать обет — «Буду нем как рыба». Особенно, если по вашей природе вы яркий экстраверт, то вам это может только навредить. Если ваша психофизическая природа в том, что вы должны много говорить, так говорите так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и главное — живите осознанно. Важно помнить, что наш уровень определяется по мелким, незначительным поступкам — как мы отреагировали на грубость в магазине, какие эмоции начинают нас переполнять, когда нас «незаслуженно» критикуют и т. д.
Три уровня речи. Человеку на высоком духовном уровне, в благости, которому, что-то про кого-то говорят плохое, или он что-то оскверняющее увидел или услышал, может даже физически стать плохо. У него может возникнуть ощущение, что его физически грязью облили. Такой человек всегда говорит правду приятными словами. Осознанно говорит каждое слово, и каждое слово приносит гармонию в этот мир. В речи много безобидного юмора, часто над собой. Такие люди практически всегда здоровы и счастливы. Только может вначале сложно сдержаться от глупых высказываний или оттого, чтобы быть втянутыми в бестолковый разговор.
Люди в страсти очень чувствительны к критике в свой адрес, они с большим удовольствием могут часами говорить о темах, связанных с сексом, деньгами, экономическим процветанием, политикой, обсуждением покупок, рассказывать о себе хорошем, язвительно обсуждать кого-то и т. д. Говорят они обычно быстро. Юмор обычно пошлый, связан с сексом. Обычно вначале разговора, они чувствуют большое удовлетворение и подъем, но после таких разговоров опустошение и омерзение. И чем выше уровень сознания, тем сильнее это чувство. Такой стиль речи ведет к деградации на всех уровнях.
Те, кто в невежестве, отличаются тем, что их речь полна оскорблениями, претензиями, осуждениями, угрозами, нецензурными словами и т. д. Все слова пропитаны гневом и ненавистью. Когда такой человек открывает рот, создается ощущение, что комнату наполняет неприятный запах. Поэтому, если такому человеку говорить что-то хорошее о ком-то, он может заболеть. Такие люди, как правило, сами осознанно или не осознанно провоцируют других, пытаясь вызвать у них энергию гнева, раздражения, обиды, зависти, т. к. на эту волну они настроены и питаются этими низшими разрушительными эмоциями. Юмор у них «черный», полный издевательств и радости чужому горю. Они в иллюзии от начала до конца. Таких Вселенная лечит тяжелыми ударами судьбы и болезнями. У них быстро развиваются психические заболевания. С ними нельзя даже рядом находиться, а уж тем более общаться. Обычно редко встречается человек, который постоянно находится только на одном уровне. Чаще встречаются смешанные типы или тип человека может, довольно быстро меняться. Это зависит очень от:
- общества, которое мы выбираем – на работе, отдыхе .. Например начав общаться со страстным человеком, мы через несколько минут можем обнаружить, что активно втянуты в обсуждение политиков. Хотя еще 10 минут назад нам не было до них дела.
- места. Например в казино, ночных клубах, около пивных ларьков, притоне наркоманов . обсуждение духовных тем трудно представить. Если место пропитано страстью и невежеством, то и звучащая там речь будет соответствующей.
- времени. Например с 21-00 до 02-00 часов– это время невежества, поэтому именно в это время хочется пойти в невежественное место, посмотреть невежественный фильм, поговорить на невежественные, в лучшем случае на страстные темы. Утро вечера мудренее – это народная мудрость. Давно замечено, что то о чем ты говорил вечером и особенно если принимал какие-то решения, то утром жалеешь или как минимум видишь в другом свете. Поэтому следование простому правилу – никогда не принимать решения вечером и вообще как можно меньше говорить, в это время – сделает нашу жизнь значительно счастливей и избавит от многих проблем и несчастий. Не случайно, что в природе все спит в это время. Вы когда-нибудь слышали пение птиц в это время?
В конце недели можно провести тест – какая доминировала речь, на протяжении недели. Если в благости, то легко будет заметить как гармония и счастье входит в нашу жизнь. Если страсти и особенно невежества, то естественным результатом будут болезни, депрессии и несчастия.

Благодарность – это первый шаг к гармонии и любви.
Что сказать мне о жизни?
Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.

И.Бродский

Важное правило — избавиться от претензий. Первый шаг к любви — это благодарность. В этом мире мало кто кого благодарит. В основном, все высказывают претензии — либо в скрытой, либо в явной форме. Но важно помнить, если мы кого-то не благодарим, значит, начинаем критиковать, предъявлять претензии, не всегда даже осознавая это. Служение — это не только какая-то физическая помощь, в первую очередь, это означает — помочь человеку развить сознание Бога, подарить свою любовь, приблизить человека к Божественному.

Все, что мы делаем без любви, несет только несчастья и разрушения, как бы благородно внешне это не выглядело. Учителя учат, что каждую секунду мы либо приближаемся к Богу, либо удаляемся от Него. Каждая ситуация — это урок. И нужно благодарить Бога за каждую посланную нам ситуацию. Всевышний — Всеблагой и каждую секунду Он желает нам только добра. Каждая секунда направлена на наше обучение.

Как только у нас появляются претензии, наш сердечный центр блокируется. Самые частые претензии — на судьбу, на окружающих, недовольство собой и миром. Претензии проявляются не только в словах, но, в первую очередь, в мыслях, тоне, стиле общения и отношении к жизни. Каждая ситуация дается нам для того, чтобы мы работали над собой. Чем менее мы гармоничны, тем более напряжены, тем более суровые уроки мы получим. Но как только у нас возникает принятие ситуации — происходит расслабление и, значит, эта ситуация быстро разрешится.

Аюрведа говорит, что вы не сможете избавиться от болезни, если вы ее не принимаете. Это первый шаг к излечению и решению любой проблемы — полное принятие внутри, как милость Бога, эту болезнь и несчастие, а на внешнем плане нужно прикладывать все силы, чтобы ее разрешить. Если мы не принимаем ситуацию, то более 90% нашей энергии пойдет на ее «пережевывание». Наш организм может справиться с любой болезнью. Также мы можем справиться с любой ситуацией и выйти из нее победителем. Если нам дается какое-то испытание, значит, мы можем его вынести. Бог испытаний не по силам не дает. Вместо претензий мы должны привыкнуть благодарить всех. Претензии – это первый шаг к болезням и несчастьям.
Вы должны отследить, сколько у вас благодарности и сколько у вас претензий к окружающим. Вы обнаружите, что часто у нас больше претензий, чем благодарности. Претензии идут от ума и ложного эго.

Любые наши претензии имеют деструктивную природу, они забирают нашу энергию и закрывают наше сердце. Истинное смирение выражается в том, что мы принимаем любую ситуацию. Многие понимают смирение, как нечто показное: ударили по одной щеке — подставь другую. Это касается внутреннего состояния. Мы принимаем любой подарок судьбы, каким бы он ни был. Желательно как можно чаще повторять в уме или еще лучше вслух: «На все — любовь Бога». Я давно заметил, что у людей, которые повторяли эту фразу, менялось выражение лица, они становились мягче, пропадали зажимы в теле и в целом они становились счастливей и здоровей. Попробуйте, это работает! Если наше подсознание будет настроено на восприятие, видение во всем Высшей Воли — это быстро приведет нас к совершенству.

6 советов Конфуция

22.04.16

 

Если вы хотите добиться успеха, избегайте шести пороков:

1. сонливости
2. лени
3. страха
4. гнева
5. праздности
6. нерешительности.

Не ищите продюсеров, просто делайте кино

22.04.16

Режиссер Борис Хлебников о том, как снимать недорогое и окупаемое авторское кино, почему не стоит обучаться режиссуре во ВГИКе и отчего российские актеры так плохо играют в сериалах

- Почему снимать малобюджетное кино интереснее?

- По многим причинам. Во-первых, техника подешевела. Кино находится в той ситуации, что оно может стать таким же демократичным искусством, как литература или живопись. Вторая причина – если вы хотите учиться режиссуре, не нужно поступать во ВГИК или на какие-то кинематографические курсы. На мой взгляд, во ВГИКе или на ВКСР вообще нет никакого образования, там только вредные вещи студентам говорят. Это абсолютно бессмысленное времяпрепровождение. В России профессиональное кинообразование практически отсутствует, я могу назвать, пожалуй, только Школу Марины Разбежкиной. Она действительно дает образование, но это документальное кино. Если вы хотите заниматься игровым кино, то лучше всего взять в руки камеру и снять свой первый фильм. Сделать это быстро и коротко. Понять, что он получился очень плохим и начать снимать следующий. Сначала у вас будет получаться плохо, но десятый фильм будет уже хороший. Мне кажется, это единственный способ образования в России.

Съемка фильма «Пока ночь не разлучит»

Почему мне интересно снимать малобюджетное кино? Сейчас настали другие времена, огромное количество идей я не могу воплотить на деньги Фонда кино или другие государственные средства. «Пока ночь не разлучит» мы сняли с продюсером Еленой Степанищевой. Она прочитала сценарий, который у меня долго лежал, и сказала: «Ты знаешь, я хочу его сделать». На тот момент ей было 22 года, денег у нее не было. На мой вопрос, где она хочет их достать, ответила, что возьмет в кредит. Вменяемый человек так не поступит, потому что это не блокбастер, который может окупиться. Но она посчитала, что ей хватит 100 тыс. долларов, которые пойдут на оплату второго состава: водителей, рабочих, аренды локаций, небольшого пост-продакшна. Со всеми остальными участниками – актерами, оператором, мной и сценаристом – разделим весь бюджет на проценты в зависимости от количества затраченного труда (от 0,5 до 10 процентов) и откажемся от зарплаты. Почему цифра 100 тыс.? Эта сумма в любом случае окупаема: продажи на ТВ, прокат и интернет. Никто из актеров в эту авантюру не поверил, но все согласились сняться бесплатно. Ровно через полгода, после того как фильм вышел в прокат и мы продали его на телевидение, мы начали выплачивать деньги съемочной группе. Продолжаем их платить до сих пор, поскольку продажи на ТВ происходят регулярно.

Понятно, что для такого производства нужна какая-то специфика. Например, сценарий должен учитывать, что у вас не может быть крушения самолета, не будет бегать Годзилла. В данном случае у нас все очень хорошо сошлось, потому что это была одна локация, не нужно договариваться с сотней людей о местах съемок. Если обычный полнометражный фильм снимается 35-40 дней, то этот мы сняли за 12. Второй наш производственный плюс сценария состоит в том, что там было очень много актеров, человек 50. Но они все были в эпизодах, могли себе позволить сниматься в течение одного дня.

Я говорю о том, что нужно придумать такой сценарий, чтобы в нем было минимальное количество локаций, были какие-то адекватные задачи, которые вы можете решить за минимальные деньги. Вам нужна история, которая не будет выглядеть дешево, будет абсолютно равна вашему бюджету по задумке. Это наверно основные вещи, которые мы учитываем.

- Продюсер вообще рассчитывала на прокатную историю фильма?

- Да, конечно рассчитывала. Это сейчас не так дорого. Есть альтернативные способы рекламы – мы очень много рекламировали кино в интернете, выкладывали разные ролики, устраивали какие-то акции. У нас был прокатчик – Максим Кузьмин, который прокатывал точно таким же образом «Шапито-Шоу», довольно успешно. Нам удалось выпустить, если не ошибаюсь, 400 копий. Сейчас это не какие-то огромные деньги, поскольку стоимость копии равна стоимости жесткого диска. Это, скорее, вопрос баланса: немного копий и полные залы, или тысячи копий и один зритель.

- А на какие телеканалы продали? На фестивалях показывали?

- Фестивали особого выхлопа для проката не делают. У некоторых моих фильмов прокатчики просили убрать значок фестиваля на плакате: «Не надо, зритель увидит значок берлинского медведя и сразу поймет, что это авторская муть и на нее никто не пойдет». Но участие в Кинотавре и российской программе ММКФ было лишним поводом для того, чтобы про него написали журналисты. Сейчас это не самая эффективная вещь, необходима работа с интернетом. Этим занимался прокатчик Utopia Pictures. На ТВ мы впервые были у Гордона в «Закрытом показе» на Первом канале, потом на ТНТ.

- Вы периодически говорите, что ВГИК и высшие курсы – это бессмысленное образование. Почему вы так считаете?

- Я это наблюдал, когда сам учился, сейчас у меня там сын учится. Я вижу, что такое режиссерское образование во ВГИКе – это пять лет, за которые вы делаете одну-две курсовые и один диплом. Любая хорошая европейская или американская киношкола – двухгодичная, за это время ребята делают порядка шести-семи фильмов. Во ВГИКе с вами будут бесконечно разговаривать про Тарковского, про Леонардо да Винчи и про философское понимание фильма «Андрей Рублев». Это очень здорово, интересно, поучительно, вы будете чувствовать, что учитесь в прекрасном вузе, разговариваете с умными людьми на какие-то умные темы. А дальше вам дадут в руки камеру, и вы начнете снимать кино, которое получится ужасным. Что подумает человек, который пять лет учился, а в результате снял ужасный фильм? Он подумает, что он бездарность, а это сломанная жизнь. Он никакая не бездарность, его просто не научили делать кино. Это очень прикладная профессия, которая похожа на вождение машины. Сначала вы думаете о руках и ногах, куда поворачивать, пока не начинаете делать это машинально. Вот до этой машинальности нужно довести людей. Я был отборщиком фестиваля, который назывался «КИНОТЕАТР.DOC», отсматривал очень много киношкол. Вот вы смотрите курс ВГИКа или питерского ЛГИТМиКа. Как правило, все работы отвратительные, и только одна – гениальная. Вы смотрите какую-нибудь израильскую киношколу и видите, что там не было ни одного, может быть, гениального кино, но все работы такого уровня, что вы можете сказать: «Вот этого я возьму снимать телепередачи, этого на сериалы, а вот этот будет снимать кино». Они все будут устроены на работу, потому что их научили. Вот я прихожу на площадку и думаю, как мне развести мизансцену: куда поставить камеру, как двигаться, еще что-то. Американский студент приходит на площадку и думает, какую из 15 схем ему применить, всё. А какой-нибудь Коппола или Спилберг приходят и придумывают шестнадцатую, поскольку они гениальны. Но 15 они знают, а я вот не знаю.

- Но есть такие вещи, как правильный монтаж, правильно выстроенный кадр. Где всему этому учиться, посоветуйте какую-нибудь литературу?

- В России я знаю пока только одно место – Школа Марины Разбежкиной. Это школа документального кино, абсолютно выдающееся учебное заведение. Недавно я смотрел курсовые, там было порядка тридцати работ, из них плохих было только три и 15 отличных. Литературы никакой нет, если вам на самом деле интересно, то вы будете тупо смотреть кино, перематывать, останавливать. Просто возьмите и перерисуйте пару фильмов. Вы поймете очень много про монтаж, про мизансцену. Возьмите те фильмы, которые вам нравятся и прямо нарисуйте по кадрам эти сцены. Ничего лучше, правда, нет.

Съемки фильма «Пока ночь не разлучит»

- Вы преимущественно сами участвуете в написании сценария или находите сценариста, который приносит идеи?

- Я работаю всегда с одним и тем же сценаристом – Александром Родионовым. Придумываем мы вместе, а Саша уже пишет. Темы фильмов появляются абсолютно безответственным способом. Я думаю к этому нельзя ответственно или серьезно относится, потому что, если вы будете думать о важности темы, вы перестанете слышать себя. Если вы занимаетесь авторским кино, – а для меня авторское кино это и «Район №9», и «Крепкий орешек», и «Бумер», – то вам нужно понять, что у вас есть условный «громкоговоритель» с одним уровнем звука. Коппола, Петя Буслов, Михалков – у них «громкоговоритель» такой, что они могут разговаривать со стадионом, им это дано. А у Отара Иоселиани или Аки Каурисмяки очень маленький «громкоговоритель», они могут говорить только на кухне с тремя людьми. Но если Петя Буслов или Спилберг будут говорить на кухне, у них ничего не получится. Вам нужно просто понять, кто вы, и транслировать себя. Когда вы пытаетесь под кого-то подделаться, быть кем-то другим, то это как Высоцкий и Джигурда – оба поют хриплым голосом, но совершенно разный эффект.

- Рекомендовали ли бы вы любительскому фильму подаваться на фестиваль или лучше раскручивать фильм в интернете с целью монетизации?

- Я не очень понимаю, как вы сможете монетизировать короткометражное кино через фестивали. Если это любительское кино, то у него довольно узкое количество площадок. Никакого отношения к монетизации они не будут иметь. Я вообще не думаю, что нужно разделять на любительское и нелюбительское. Нет же такого понятия – любительская литература? Есть литература хорошая и есть плохая, так же и кино. Любительское, мне кажется, как понятие уже ушло. «Кинотавр» для короткометражного кино выполняет функцию знакомства дебютанта и продюсера. Тот же самый Жора Крыжовников («Горько») получил довольно много призов на «Кинотавре», где он и познакомился с будущим продюсером.

- Каким должно быть короткометражное кино, рассчитанное на фестивали. Что должен содержать фильм?

- Он не должен обслуживать интересы и желания продюсеров. Фильм должен содержать вас и вашу личную энергию, которую вы сможете или не сможете транслировать. Делать фильм, для того чтобы его посмотрели продюсеры, мне кажется, абсолютно бессмысленно. Я могу назвать признаки «плохого» и «хорошего» пути, когда вы делаете короткометражное кино. Признак «плохого пути» – когда у вас получается серьезная, сложно сплетённая философская притча, в которой вы хотите все рассказать, будто завтра умрете. Если хотите вбить все смыслы, мудрости, истории, которые вы знали, то это начало производства ужасного фильма. Если у вас очень простая, внятная, короткая история-анекдот (в смысле короткой и четкой формы), то у вас все должно получиться. Короткометражный фильм не выносит перегруза.

- Вы делаете раскадровку своих фильмов?

- В какой-то момент перестал делать раскадровки. Первый свой фильм мы делали с Алексеем Попогребским, разрисовали его полностью. Как он был нарисован, так мы его и сняли – кадр за кадром. На мой взгляд, фильм получился от этого тяжеловесный, манерный и слишком тугой. Со следующим фильмом получилась примерно такая же история. Потом я перестал это делать и начал больше слушать, что происходит на площадке во время съемок. Любой участник съемок может куда-то увести сцену в более живую сторону. Поэтому нужно уметь слушать жизнь, которая происходит на площадке, пристраиваться к ней и ее фиксировать.

- Зритель, как посетитель в ресторане: кто-то приходит на меню, а кто-то на шеф-повара. Как правильно соблюсти ингредиенты между актерами и режиссером?

- Вы сами знаете ответ на этот вопрос. Вы же не будете специально мешать картошку с клубникой? Клубника привлекает всех зимой, но вы же не будете делать пюре с клубникой, это невкусно. Вы будете следовать логике. В случае с моим фильмом про ресторан: я в какой-то момент понял, что там должно сниматься много звезд. Это не была идея монетизации – «чтобы на звезд поперли». Мы хотели описать мир закрытого, очень дорого ресторана. Это подслушивание историй богатых людей, которое ассоциируется с глянцевым журналом: «Алена Бабенко сломала ногу», «Максим Виторган женился третий раз». Вы все равно почему-то эту тупость смотрите или листаете. Хотелось на это подсадить, взять реальных звезд, привести их в ресторан и за ними подглядывать. Это была скорее художественная задача, но то, что у нас снимался Шнуров и другие известные люди, – это все работало на фильм. Если бы это было искусственно, то стало бы похоже на эксперимент, когда три известные американские студии объединились, взяли самых лучших актеров-звезд, пригласили супер-режиссера, супер-сценариста, композитора и т.д. Получился фильм под названием «Смерть среди айсбергов» (Orca, the Killer Whale), и его практически никто не знает.

- Где взять деньги на фильм, какие есть способы хотя бы отчасти профинансировать фильм?

- Это хороший вопрос, я забыл рассказать, что частью схемы продюсера Елены Степанищевой являлось включение двух сопродюссеров. Один – владелец продакшна, пост-продакшна и операторской техники. Второй – владелец художественного цеха, занимается декорациями, реквизитом и у него своя база. Отдав им часть прав, мы получили бесплатно камеры, свет, монтаж, звук и цветокоррекцию. От художников мы получили всю додекарировку и то, что нам было нужно. Необходимо знать людей, к ним приходить, это не так страшно, как кажется. По сути, им это ничего не стоило. И не нужно гнаться за супер-техникой – мы снимали на фотоаппараты и потом прекрасно растянули изображение. На премьере фильма в «Октябре» не было ощущения, что всё бедно выглядит.

- Как вы находите артистов, у вас есть ассистент или вы сами смотрите?

- Я имел небольшой и плохой опыт работы с кастинг-директором. Это настолько удобно и эффективно, что я очень быстро отупел и перестал думать. В случае полнометражного фильма не вижу необходимости в кастинг-директоре. Я довольно много смотрю кино и хожу в театр. Когда был фестиваль студенческих театров, мы отсняли практически всех студентов. Попогребский с помощью нашей базы нашел Добрыгина для своего фильма. Сейчас у меня был большой проект для ТНТ – это сериал с участием порядка 150 актеров. Вот тут без кастинг-директора я бы не справился.

- Что вы думаете про российские театральные школы?

- Лучше бы вы меня спросили, почему так плохо играют актеры. Я долго про это думал и понял, что дело не в школе, не в самих актерах, а каком-то «общественном запросе бабушек», на которых равняются телепродюсеры. Им надо, чтобы актеры играли как в индийском кино, их заставляют играть как в немых фильмах. Нами завладели бабушки, которые делают из наших артистов индийских артистов. В театре вам нужен актер, который сможет перевоплощаться, играть все что угодно. Я считаю, что для киноактера перевоплощения не должно быть. Весь мой личный кастинг состоит в том, чтобы подобрать актеров по психотипу, по привычкам, по манерам. Подобрать человека, похожего на моего персонажа. Мне перевоплощения не надо, я его сразу вижу. Это не надо ни в коем случае актерам говорить, потому что, когда человек начинает работать, он транслирует самого себя, свою личность. Если он знает своего персонажа, он делает его гораздо богаче, чем я думал.

Кадр из сериала «Озабоченные»

- Удалось ли в вашем ТНТ-проекте избежать Болливуда, убедить продюсеров?

- У меня совершенно замечательный продюсер – Семен Слепаков, он же автор сценария. Поскольку он человек талантливый и хочет делать все хорошо, то нам удалось придумать форму, интересную и ему, и мне. Это комедия, которая называется «Озабоченные», она довольно неприличная, но мы старались, чтобы актеры не играли комедию, уходили от ситкома. Насколько это получилось, сказать не могу, осенью посмотрите. В целом, канал очень хорошо отреагировал, вообще ТНТ – самое честное и интересное, что есть из российского телевидения сейчас. Благодаря Александру Дулерайну, который вытащил всю эту сериальную историю на себе. Он отличается от всех телевизионных начальников – ему самому нравится то, что он делает. Все остальные «делают кино для быдла», как они сами говорят. Им крайне неинтересно. Другой вопрос, нравится ли вам то, что нравится Дулерайну.

- Не имея какого-то кинобразования и связей, возможно ли прорваться в индустрию просто снимая любительское кино?

- Возможно, и это самое интересное, что может быть. Мне кажется, это гнилой, дурацкий и старомодный путь искать продюсера и куда-то пробиваться. Это вообще немодно и неинтересно. Сергей Лобан снял 15 малюсеньких фильмов до того, как выпустил выдающийся фильм «Пыль», который стоил три тысячи долларов. На второй фильм – «Шапито-шоу» – ему уже дали деньги, но он не ходил по продюсерам. Не ищите продюсеров, просто делайте кино – и они сами вас найдут.

Борис Хлебников

Режиссер, сценарист, преподаватель Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ, креативный продюсер ТНТ, инициатор проекта Кинотеатр.doc.

В 2005 году был награжден Спецпризом на 25-м Московском кинофестивале за фильм «Коктебель». В 2006 году его фильм «Свободное плавание» получил приз за лучшую режиссуру на фестивале «Кинотавр».

7 апреля в рамках благотворительного проекта Future World в Центре документального кино Борис Хлебников провел мастер-класс «Как снять свой фильм»

Источник: http://tvkinoradio.ru/article/article2685-ne-ishite-prodyuserov-prosto-delajte-kino